Патриархия.RU

 

Каталог православных СМИ

Сайт Правительства Кировской области

Православие и Мир

Троицкая церковь села Быстрица

 

 

GISMETEO: Погода по г. Киров
Историческая экспертиза
по вопросу
о возвращении городу Кирову его исторического названия


Выполнена в мае 2009 года Институтом российской истории Российской Академии Наук (ИРИ РАН) по запросу Рабочей группы по изучению общественного мнения по вопросу о возвращении г.Кирову исторического названия.  

Город Вятка (современное название «Киров») входит в число древнейших городов северо-восточной части Европейской России. В общероссийских летописях (Троицкая, Воскресенская и др.) название «Вятка» впервые упоминается с 1374 г. в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Болгарию.
Согласно летописным источникам – «Сказанию о вятчанех», «Летописцу старых лет» и «Повести о стране Вятской», первые русские поселения на Вятской земле были основаны в 1181 г. новгородцами. К числу их принадлежит и город Вятка, что подтверждается данными археологических изысканий (см.: Макаров Л.Д. Древнерусское население Прикамья в X-XV веках. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ижевск, 2006).
Название «Вятка» является первоначальным. После возведения в 1457 г. городских укреплений – Кремля – за главным городом Вятской земли закрепилось название «Хлынов». Но название «Вятка» не исчезло и все это время бытовало в качестве неофициального названия города. В 1780 г.  императрица Екатерина II своим указом восстановила историческое название города и утвердила Вятку центром обширной губернии.
5 декабря 1934 г. Постановлением ВЦИК Вятка переименована в город Киров.  Причем в Постановлении Вятка названа «родиной Сергея Мироновича Кирова». Однако это не соответствует действительности – С.М. Костриков (Киров) родился 15 марта 1886 г. в городе Уржум Вятской губернии. Родители Сергея приехали в Вятскую губернию из Пермской перед его рождением. С 1886 по 1901 гг. Сергей Костриков жил в Уржуме. Осенью 1901 г. пятнадцатилетний Сергей уехал в Казань и в Уржум никогда не возвращался. А в Вятке С.М. Костриков (Киров) вообще никогда не был и ни разу не упомянул в своих выступлениях и работах, т.е. его революционная и политическая деятельность не связана с Вяткой. Переименование Вятки в Киров не имело оснований в истории и культуре города.
Причем переименование способствовало ускоренному уничтожению наиболее ценных памятников духовного и культурного наследия многовековой Вятки – уже в январе 1935 г. утвержден новый генеральный план г. Кирова, в соответствии с которым в его центральной части в течение всего трех лет закрыты и снесены Свято-Троицкий кафедральный собор (1762 года), Воскресенский собор (1700 г.), Богоявленский собор (1709 г.), Покровская церковь (1710 г.), Владимиро-Богородицкая церковь (1718 г.) и  Александро-Невский собор, построенный в 1839-1864 гг. по проекту А.Л. Витберга. При этом в ходе политических репрессий арестованы и расстреляны многие ни в чем не виновные горожане, в том числе управляющий Вятской епархией архиепископ Кировский и Слободской Киприан (Комаровский), после расстрела которого в 1937 г. Кировская (Вятская) епархия перестала существовать. Также были закрыты мусульманская мечеть и старообрядческая молельня, их служители репрессированы. В результате беспрецедентных гонений к началу Великой Отечественной войны в черте г. Кирова не осталось ни одного действующего храма. Комунистические репрессии имели общегосударственный масштаб, однако в городе, которому присвоили имя коммунистического руководителя Кирова, погибшего якобы от рук членов «троцкистско-бухаринской банды», обвинения в принадлежности к этой «банде» предъявлялись с особым рвением.
В результате переименования наиболее самобытные и яркие явления вятской культуры (такие, например, как Дымковская игрушка или капо-промысел) утратили естественную идентификацию с топонимикой региона и областного центра, а сам он почти утратил свою историко-культурную уникальность, оказался в ряду многих населенных пунктов, названных в честь С.М. Кирова.     
Кроме того, сам С.М. Киров соучаствовал в красном терроре в Армении и Азербайджане, в жестоком раскулачивании трудового крестьянства на Северо-Западе РСФСР и в массовых репрессиях против ни в чем не виновных жителей Ленинграда. С.М. Киров соучаствовал в репрессиях против выдающийся ученых Академии наук СССР. До последнего вздоха Киров оставался сталинистом, отрицающим общечеловеческую нравственность и ненавидящим демократию.
С.М. Киров боролся за те идеологические предположения, которые к исходу ХХ века показали свою цивилизационную несостоятельность, утопичность и были отвергнуты народом России. Поэтому сохранение в демократической России ХХI века его имени в названии города является явным анахронизмом.
Из всех же наименований города наиболее устоявшимся в историческом пространстве следует признать название «Вятка».
    Во-первых, топоним «Вятка» является наиболее ранним, зафиксированным в летописных документах названием одного из крупных центров северо-востока Европейской России.
    Во-вторых, название «Вятка» сохранялось как географическое понятие и в период существования города Хлынова (см.: Летописец старых лет // Труды Вятской уч. арх. комиссии. Вып. IV. Вятка, 1905; Древние акты, относящиеся к истории Вятского края. Вятка, 1881), и – с 1934 г., когда город получил название «Киров» (Географический энциклопедический словарь: Географические названия. М., 1986; и др.).
    В-третьих, история Вятки отражала важнейшие этапы духовно-нравственного и культурного, социально-экономического и политического становления города и России в целом, связанные с проведением преобразований Екатерины II, великих реформ Александра II, с революционными событиями начала XX в. (см.: Столетие Вятской губернии: 1780 – 1880. Сб. материалов к истории Вятского края. Т. 1 – 2. Вятка, 1880; Луппов П. Н. История города Вятки. Киров, 1958; Эммаусский А. В. История Вятского края в XII – середине XIX в. Киров, 1996).
    В-четвертых, с историей Вятки неразрывно связана деятельность людей, внесших выдающийся вклад в развитие общественной жизни, науки и культуры всей страны (А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. С. Грин, К. Э. Циолковский, А. А. Спицын, В. М. Бехтерев и др.).
    В-пятых, понятие «Вятка» имеет широкое распространение в современном лексиконе – используется в наименованиях местных организаций и учреждений (Вятская торгово-промышленная палата, Вятский государственный университет, Вятский государственный гуманитарный университет, Вятская государственная сельскохозяйственная академия и т. д.), периодики («Вятский край», «Вятский епархиальный вестник», «Вятская речь», «Вятский наблюдатель»), звучит в названиях научных и литературных сочинений (Энциклопедия земли Вятской. Т. 1 – 10. Киров, 1994 – 2008; и др.).
    Учитывая вышесказанное, считаем исторически целесообразным возвращение городу Кирову его названия «Вятка» как первоначального и самого устоявшегося в традиционной российской культуре.

Заместитель директора Института российской истории РАН,
доктор исторических наук В.М. Лавров
8 мая 2009 года

 

Институт российской истории РАН является ведущим научным учреждением, которое занимается разработкой фундаментальных проблем отечественной истории с периода Древней Руси до современности.
Свое нынешнее название Институт получил в 1992 году после реорганизации Института истории СССР. В разное время в Институте работали крупнейшие исследователи прошлого нашей страны - академики Б.Д.Греков, Н.М.Дружинин, М.П.Ким, И.И.Минц, М.В.Нечкина, М.Н.Тихомиров, Л.В.Черепнин и другие.
Сегодня коллектив Института насчитывает более 200 научных сотрудников, главным образом докторов и кандидатов наук. Среди ученых Института есть действительные члены и члены-корреспонденты Российской Академии наук и других академий и научных обществ. Ежегодно сотрудниками Института публикуются десятки монографий и сборников статей по общим и конкретным проблемам отечественной истории. Наиболее значительными работами последних лет являются трехтомный труд "История Москвы с древнейших времен до наших дней", "История внешней политики России (конец XV в. - 1917 г.)" в пяти томах, серия монографий "Социальная история России ХХ века", коллективный труд "Население России в ХХ веке" в трех томах, серия коллективных работ "Россия. ХХ век", трилогия по проблемам истории народов России, состоящая из книг "Российская многонациональная цивилизация", "Национальные окраины Российской империи" и "Русское население национальных окраин России", заключительный 8-й том "Истории человечества", издаваемой под эгидой ЮНЕСКО.
Помимо научных и научно-популярных изданий сотрудники Института систематически готовят аналитические документы, справки и записки для Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы, различных министерств и ведомств, мэрии г. Москвы, администраций российских регионов и многих других учреждений.