Доклад митрополита Хрисанфа на 13-х Свято-Трифоновских чтениях

Доклад митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа

на Пленарном заседании

XIII Свято-Трифоновских образовательных чтений

Ваше Высокопревосходительство господин губернатор,

Ваше Превосходительство господин градоначальник,

всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас, участников Свято-Трифоновских образовательных чтений. Мы вновь собрались вместе, чтобы обсудить волнующие всех вопросы нравственного и духовного состояния нашего общества, наметить пути объединения усилий Церкви, государства, общественных организаций в деле образования и воспитания подрастающего поколения, укрепления традиционных ценностей.

В течение ряда лет в стране обсуждается проблема создания благоприятных условий для того, чтобы раскрылся духовный потенциал нашего народа, основанный на более чем тысячелетней православной традиции. Выражается обеспокоенность за молодое поколение, лишённое систематического и целостного духовного и нравственного воспитания. Обсуждение должно продолжаться и впредь. Тем более что недавно, впервые за многие годы, были приняты новые поправки в Закон об образовании, которые назвали формирование духовно-нравственной личности одной из важнейших задач образования. И теперь необходимо наполнить это положение конкретным содержанием.

Прошедший год был насыщен очень важными событиями, которые настоятельно требуют более решительно переходить от слов к делу. Прежде всего мы имеем в виду серьёзные изменения в стандартах школьного образования, которые произойдут в самое ближайшее время. Они зададут направление развития отечественной школы на многие годы. И от того, какие приоритеты будут заложены в эти стандарты, зависит, с каким сознанием придёт в большую жизнь молодое поколение, на плечи которого ляжет ответственность за судьбу Отечества.

Не секрет, что вокруг этих стандартов ведутся острые дискуссии. В них активно участвует и Церковь. Подготовлены развернутые предложения в адрес Министерства образования Российской Федерации. Однако пока они не встречают полноценной поддержки. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II в своём выступлении на Международных образовательных Рождественских чтениях, нынешняя система образования всё ещё пропитана «материалистическим духом». Более того, в последнее время всё более заметно «желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей область «убеждений», и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа». Это опасная тенденция, и Церковь не может мириться с ней.

Нам не безразлична судьба отечественной школы, и мы надеемся быть услышанными, так как Церковь выражает мнение и интересы миллионов людей в нашей стране.

Не следует забывать и о том, что основными действующими лицами в отношении выбора содержания образования являются родители. В соответствии с ныне действующим законодательством ни одно учреждение, организация или ведомство не может предписать родителям нормы, которые надлежит прививать их детям. И школа призвана выполнять образовательный заказ родителей. Большинство же родителей однозначно исповедуют себя православными. Более того, основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения, и противодействие родителям по изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести.

Мы убеждены, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Недавно прошли торжества, посвящённые 1020-летию Крещения Руси. Они ещё раз заставляют вспомнить, наследниками какой великой традиции мы с вами являемся. Веками могущество и благополучие Отечества строились на основе верности выбору, сделанному нашим народом под руководством святого равноапостольного князя Владимира в 988 году. Подтверждением тому является и история Вятской земли, которая в свою очередь широко отмечала 350-летие создания самостоятельной Вятской епархии. Обращение к истории совершенно ясно показывает, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента её возникновения и которых следует держаться и сегодня.

Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировали, что исторический опыт нашего Отечества положительно воспринимается абсолютным большинством россиян. Это должно послужить основанием для самого широкого отражения нашего исторического опыта в образовательных программах школы.

Между тем, пока положение обратное. Как показывают исследования, современная молодёжь очень плохо знает историю своей страны. При чём не только отдалённую, но и близкую. Так, свыше 40 % школьников имеет самое приблизительное представление о Великой Отечественной войне. А тот, кто не знает реальной истории, не может уважать и любить своё Отечество и, значит, иметь желание послужить ему всей своей жизнью.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными наклонностями».

Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребёнка чувство национального достоинства и гражданского патриотизма. Ребёнок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться её любить, а чтобы научиться любить, надо знать её историю.

Летом нынешнего года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Главная тема Собора – единство Церкви, которое является  залогом единства народа и целостности государства. Православие исторически подтвердило свою роль. Оно сформировало русскую православную цивилизацию, в которой мирно жили многие народы, прекрасно сохраняя свою этническую и религиозную самобытность. Это надо помнить всем, противящимся введению в школьную программу курса «Основы православной культуры» под предлогом, что будет внесено разделение в наше общество. Не разделение, а глубокое знание духовной традиции, способной противостоять процессам распада, дающей возможность понимать и ценить всё богатство отечественной культуры, созидавшейся усилиями многих народов, входивших в русскую православную цивилизацию, вот что имеет в виду этот школьный курс.

Когда Церковь говорит о необходимости преподавания «Основ православной культуры» в школе, то здесь речь идет о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении отечественной педагогики в образовании, которое даже в самые трудные времена воспитывало патриотов своей Отчизны.

Говоря о важнейших событиях года, ставящих задачу ускорения реализации программ по духовно-нравственному воспитанию в школе, мы не можем не упомянуть и о тех трагических событиях, которые совсем недавно произошли в Южной Осетии. Мы стали свидетелями того, какую информационную войну развернули против России западные средства массовой информации, какую позицию заняли многие западные страны, пытающиеся представить нас виновниками трагедии и агрессорами. И мы обязаны заботиться о том, чтобы наше общество и особенно молодёжь умели оценивать происходящее с учётом всей нашей истории, с пониманием, в чём состоит действительная историческая миссия России в мире. Эту глобальную задачу также должна решать в первую очередь школа.

Неотъемлемой частью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, является семейное и общественное воспитание. Если ребёнок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодёжной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, нецеломудренное поведение.

Сегодня, к сожалению, во всём мире наблюдается девальвация института семьи. Снижается число браков, увеличивается число «неполных семей». Всё больше людей воспринимает как нормальное явление случайные связи. Огромное количество разводов происходит уже в первые годы после создания семьи, и в результате значительная часть детей живёт без отцов. Печальная статистика говорит, что большинство так называемых трудных подростков – это выходцы из неполных или неблагополучных семей.

На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодёжи уважительного отношения к институту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи.

Нынешний год объявлен в России годом семьи. Государство много делает для того, чтобы вывести общество из демографического кризиса. Первые положительные тенденции уже наметились. Но всегда следует помнить, что одними экономическими мерами эту проблему не решить. Причины кризиса – в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях.

Необходимо масштабное оздоровление всей нравственной атмосферы, формирование положительного образа семьи у молодых людей. И здесь опыт Церкви может стать самой надёжной опорой. Всем своим вероучением, всей своей деятельностью Церковь всегда укрепляла авторитет семьи, выступая за семейное воспитание. Поэтому следует со всем вниманием отнестись к инициативе Церкви по поддержанию государственного праздника – Дня семьи, который совершается в день памяти святых благоверных Петра и Февроньи Муромских, давших пример семейной любви, христианской веры и верности друг другу.

Православная культура даёт множество примеров таких семей, которые всегда будут служить образцом семейной жизни. Из них остановлюсь только на двух.

В нынешнем году Церковь вспоминала 90-летие со дня убиения Царской семьи. Всё, что мы знаем о царственных страстотерпцах, раскрывает нам подлинную красоту семейных отношений, зависящих не от материального благополучия или социального положения, а от того, насколько семья действительно стала малой Церковью, в которой муж есть глава семьи по образу Христа, жена – молитвенное сердце семьи, а дети – высший дар от Господа. Всей семьёй они достойно прошли и время благополучия, и страшные испытания вплоть до мученической кончины. Вместе они прославлены в сонме святых и ныне предстоят пред престолом Божиим за всех нас.

Также 90 лет прошло и с момента страдальческого подвига протоиерея Михаила Тихоницкого. Он всегда старался по слову апостола Павла быть «хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1 Тим. 3,4-5). Шесть детей было у отца Михаила, и всех он воспитал в вере и готовности послужить Богу и людям. Двое из них – Вениамин и Владимир – стали иерархами Церкви, ещё один сын Елпидифор и три дочери – Мария, Юлия и Вера – посвятили свою жизнь учительскому труду.

Полагаю, что в школьной педагогике должен быть широко представлен опыт подобных семей как образец для подражания современной молодёжи. Надеюсь, что наряду с проблемами образования тема семьи также станет одной из основных на наших Трифоновских чтениях.

Решение столь масштабных задач невозможно без систематической подготовки педагогов, способных взять на себя ответственное дело духовно-нравственного образования и воспитания школьников. Эта подготовка может осуществляться в различных формах: и через специальные курсы повышения квалификации, и через открытие дополнительных специальностей в вузах, и через создание кафедр теологии. Заказчиком же должно выступать государство.

И, наверное, следует положить конец высказываниям, что это якобы нарушает светский характер государственной системы образования. Во всём мире светскость государства понимается как возможность свободного выбора духовной позиции для его граждан, и задача государства – создать условия для реализации такого выбора. Государство обязано обеспечить конституционное право родителей – дать своим детям такое образование, которое формирует гармонично развитую личность, что невозможно без воспитания в них высоких духовно-нравственных ценностей.

Но даже если будут созданы все необходимые условия для подготовки специалистов, выпущены соответствующие учебники и пособия, всё равно ключевая роль останется за учителем. От него будет зависеть, что получат ученики: только знание или пример жизни, основанной на этом знании. Неоспоримым фактом является то, что в процессе воспитания наибольшее влияние на ребёнка оказывает живой пример учителя. Не только его поступки, но даже слово, взгляд или жест педагога находят живой отклик в юной душе ученика. От усердия и умения педагога зависит не только успех обучения, но и формирование характера, воли, нравственного облика молодого человека.

Поэтому тот, кто хочет посвятить себя преподаванию «Основ православной культуры», нравственности, истории, должен следовать наставлению святителя Василия Великого: нужно, чтобы мы «не только знали, но наипаче … чтобы и жили сообразно с учением».

Желаю всем участникам чтений плодотворной работы, радости общения, новых открытий. Надеюсь, что совместная работа позволит положить начало многим важным проектам, будет способствовать лучшему взаимопониманию всех, кто связан с воспитанием наших детей. Призываю Божие благословение на все ваши дела и начинания, совершаемые во благо нашей Церкви, нашего Отечества, всего народа.

 

Доклад митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа

на Пленарном заседании

XIII Свято-Трифоновских образовательных чтений

Ваше Высокопревосходительство господин губернатор,

Ваше Превосходительство господин градоначальник,

всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас, участников Свято-Трифоновских образовательных чтений. Мы вновь собрались вместе, чтобы обсудить волнующие всех вопросы нравственного и духовного состояния нашего общества, наметить пути объединения усилий Церкви, государства, общественных организаций в деле образования и воспитания подрастающего поколения, укрепления традиционных ценностей.

В течение ряда лет в стране обсуждается проблема создания благоприятных условий для того, чтобы раскрылся духовный потенциал нашего народа, основанный на более чем тысячелетней православной традиции. Выражается обеспокоенность за молодое поколение, лишённое систематического и целостного духовного и нравственного воспитания. Обсуждение должно продолжаться и впредь. Тем более что недавно, впервые за многие годы, были приняты новые поправки в Закон об образовании, которые назвали формирование духовно-нравственной личности одной из важнейших задач образования. И теперь необходимо наполнить это положение конкретным содержанием.

Прошедший год был насыщен очень важными событиями, которые настоятельно требуют более решительно переходить от слов к делу. Прежде всего мы имеем в виду серьёзные изменения в стандартах школьного образования, которые произойдут в самое ближайшее время. Они зададут направление развития отечественной школы на многие годы. И от того, какие приоритеты будут заложены в эти стандарты, зависит, с каким сознанием придёт в большую жизнь молодое поколение, на плечи которого ляжет ответственность за судьбу Отечества.

Не секрет, что вокруг этих стандартов ведутся острые дискуссии. В них активно участвует и Церковь. Подготовлены развернутые предложения в адрес Министерства образования Российской Федерации. Однако пока они не встречают полноценной поддержки. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II в своём выступлении на Международных образовательных Рождественских чтениях, нынешняя система образования всё ещё пропитана «материалистическим духом». Более того, в последнее время всё более заметно «желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно «частным делом» каждого отдельного человека, оставив ей область «убеждений», и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа». Это опасная тенденция, и Церковь не может мириться с ней.

Нам не безразлична судьба отечественной школы, и мы надеемся быть услышанными, так как Церковь выражает мнение и интересы миллионов людей в нашей стране.

Не следует забывать и о том, что основными действующими лицами в отношении выбора содержания образования являются родители. В соответствии с ныне действующим законодательством ни одно учреждение, организация или ведомство не может предписать родителям нормы, которые надлежит прививать их детям. И школа призвана выполнять образовательный заказ родителей. Большинство же родителей однозначно исповедуют себя православными. Более того, основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения, и противодействие родителям по изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести.

Мы убеждены, что духовно-нравственное возрождение нашей страны невозможно без развития соответствующей системы народного образования, обеспечивающей свободный доступ к национальному и мировому культурному и духовному наследию.

Недавно прошли торжества, посвящённые 1020-летию Крещения Руси. Они ещё раз заставляют вспомнить, наследниками какой великой традиции мы с вами являемся. Веками могущество и благополучие Отечества строились на основе верности выбору, сделанному нашим народом под руководством святого равноапостольного князя Владимира в 988 году. Подтверждением тому является и история Вятской земли, которая в свою очередь широко отмечала 350-летие создания самостоятельной Вятской епархии. Обращение к истории совершенно ясно показывает, что нельзя найти или изобрести какие-то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента её возникновения и которых следует держаться и сегодня.

Масштаб и резонанс прошедших мероприятий с очевидностью продемонстрировали, что исторический опыт нашего Отечества положительно воспринимается абсолютным большинством россиян. Это должно послужить основанием для самого широкого отражения нашего исторического опыта в образовательных программах школы.

Между тем, пока положение обратное. Как показывают исследования, современная молодёжь очень плохо знает историю своей страны. При чём не только отдалённую, но и близкую. Так, свыше 40 % школьников имеет самое приблизительное представление о Великой Отечественной войне. А тот, кто не знает реальной истории, не может уважать и любить своё Отечество и, значит, иметь желание послужить ему всей своей жизнью.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными наклонностями».

Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребёнка чувство национального достоинства и гражданского патриотизма. Ребёнок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться её любить, а чтобы научиться любить, надо знать её историю.

Летом нынешнего года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Главная тема Собора – единство Церкви, которое является  залогом единства народа и целостности государства. Православие исторически подтвердило свою роль. Оно сформировало русскую православную цивилизацию, в которой мирно жили многие народы, прекрасно сохраняя свою этническую и религиозную самобытность. Это надо помнить всем, противящимся введению в школьную программу курса «Основы православной культуры» под предлогом, что будет внесено разделение в наше общество. Не разделение, а глубокое знание духовной традиции, способной противостоять процессам распада, дающей возможность понимать и ценить всё богатство отечественной культуры, созидавшейся усилиями многих народов, входивших в русскую православную цивилизацию, вот что имеет в виду этот школьный курс.

Когда Церковь говорит о необходимости преподавания «Основ православной культуры» в школе, то здесь речь идет о сохранении культурных традиций российского общества, о возрождении отечественной педагогики в образовании, которое даже в самые трудные времена воспитывало патриотов своей Отчизны.

Говоря о важнейших событиях года, ставящих задачу ускорения реализации программ по духовно-нравственному воспитанию в школе, мы не можем не упомянуть и о тех трагических событиях, которые совсем недавно произошли в Южной Осетии. Мы стали свидетелями того, какую информационную войну развернули против России западные средства массовой информации, какую позицию заняли многие западные страны, пытающиеся представить нас виновниками трагедии и агрессорами. И мы обязаны заботиться о том, чтобы наше общество и особенно молодёжь умели оценивать происходящее с учётом всей нашей истории, с пониманием, в чём состоит действительная историческая миссия России в мире. Эту глобальную задачу также должна решать в первую очередь школа.

Неотъемлемой частью образовательного процесса, той средой, в которой он проходит, является семейное и общественное воспитание. Если ребёнок в семье встречает к себе полное равнодушие, а за пределами школы его окружает мир, где в общественном сознании отсутствуют нравственные христианские ценности земного бытия, такие как: «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй», мы не достигнем желаемых результатов в духовно-нравственном становлении личности, а в молодёжной среде будут привлекательными такие пороки, как жестокость, преступность, наркомания, нецеломудренное поведение.

Сегодня, к сожалению, во всём мире наблюдается девальвация института семьи. Снижается число браков, увеличивается число «неполных семей». Всё больше людей воспринимает как нормальное явление случайные связи. Огромное количество разводов происходит уже в первые годы после создания семьи, и в результате значительная часть детей живёт без отцов. Печальная статистика говорит, что большинство так называемых трудных подростков – это выходцы из неполных или неблагополучных семей.

На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и совместно осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодёжи уважительного отношения к институту семьи, ориентацию на традиционные духовно-нравственные ценности в сфере брачно-семейных отношений, создание в будущем устойчивой многодетной семьи.

Нынешний год объявлен в России годом семьи. Государство много делает для того, чтобы вывести общество из демографического кризиса. Первые положительные тенденции уже наметились. Но всегда следует помнить, что одними экономическими мерами эту проблему не решить. Причины кризиса – в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях.

Необходимо масштабное оздоровление всей нравственной атмосферы, формирование положительного образа семьи у молодых людей. И здесь опыт Церкви может стать самой надёжной опорой. Всем своим вероучением, всей своей деятельностью Церковь всегда укрепляла авторитет семьи, выступая за семейное воспитание. Поэтому следует со всем вниманием отнестись к инициативе Церкви по поддержанию государственного праздника – Дня семьи, который совершается в день памяти святых благоверных Петра и Февроньи Муромских, давших пример семейной любви, христианской веры и верности друг другу.

Православная культура даёт множество примеров таких семей, которые всегда будут служить образцом семейной жизни. Из них остановлюсь только на двух.

В нынешнем году Церковь вспоминала 90-летие со дня убиения Царской семьи. Всё, что мы знаем о царственных страстотерпцах, раскрывает нам подлинную красоту семейных отношений, зависящих не от материального благополучия или социального положения, а от того, насколько семья действительно стала малой Церковью, в которой муж есть глава семьи по образу Христа, жена – молитвенное сердце семьи, а дети – высший дар от Господа. Всей семьёй они достойно прошли и время благополучия, и страшные испытания вплоть до мученической кончины. Вместе они прославлены в сонме святых и ныне предстоят пред престолом Божиим за всех нас.

Также 90 лет прошло и с момента страдальческого подвига протоиерея Михаила Тихоницкого. Он всегда старался по слову апостола Павла быть «хорошо управляющим домом своим, детей содержащим в послушании со всякой честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1 Тим. 3,4-5). Шесть детей было у отца Михаила, и всех он воспитал в вере и готовности послужить Богу и людям. Двое из них – Вениамин и Владимир – стали иерархами Церкви, ещё один сын Елпидифор и три дочери – Мария, Юлия и Вера – посвятили свою жизнь учительскому труду.

Полагаю, что в школьной педагогике должен быть широко представлен опыт подобных семей как образец для подражания современной молодёжи. Надеюсь, что наряду с проблемами образования тема семьи также станет одной из основных на наших Трифоновских чтениях.

Решение столь масштабных задач невозможно без систематической подготовки педагогов, способных взять на себя ответственное дело духовно-нравственного образования и воспитания школьников. Эта подготовка может осуществляться в различных формах: и через специальные курсы повышения квалификации, и через открытие дополнительных специальностей в вузах, и через создание кафедр теологии. Заказчиком же должно выступать государство.

И, наверное, следует положить конец высказываниям, что это якобы нарушает светский характер государственной системы образования. Во всём мире светскость государства понимается как возможность свободного выбора духовной позиции для его граждан, и задача государства – создать условия для реализации такого выбора. Государство обязано обеспечить конституционное право родителей – дать своим детям такое образование, которое формирует гармонично развитую личность, что невозможно без воспитания в них высоких духовно-нравственных ценностей.

Но даже если будут созданы все необходимые условия для подготовки специалистов, выпущены соответствующие учебники и пособия, всё равно ключевая роль останется за учителем. От него будет зависеть, что получат ученики: только знание или пример жизни, основанной на этом знании. Неоспоримым фактом является то, что в процессе воспитания наибольшее влияние на ребёнка оказывает живой пример учителя. Не только его поступки, но даже слово, взгляд или жест педагога находят живой отклик в юной душе ученика. От усердия и умения педагога зависит не только успех обучения, но и формирование характера, воли, нравственного облика молодого человека.

Поэтому тот, кто хочет посвятить себя преподаванию «Основ православной культуры», нравственности, истории, должен следовать наставлению святителя Василия Великого: нужно, чтобы мы «не только знали, но наипаче … чтобы и жили сообразно с учением».

Желаю всем участникам чтений плодотворной работы, радости общения, новых открытий. Надеюсь, что совместная работа позволит положить начало многим важным проектам, будет способствовать лучшему взаимопониманию всех, кто связан с воспитанием наших детей. Призываю Божие благословение на все ваши дела и начинания, совершаемые во благо нашей Церкви, нашего Отечества, всего народа.